Первичные учетные документы |
Первичные учетные документы, их классификация. Документооборот. Отличительной чертой бухгалтерского учета является оформление хозяйственных операций первичными документами. Документация — оформление хозяйственных операций первичными учетными документами. Первичный учетный документ — письменное доказательство факта совершения хозяйственной операции, заверенное подписями должностных лиц и исполнителей, которые несут ответственность за достоверность данных, отраженных в документе. Любой документ должен содержать ряд показателей, которые называются реквизитами. Реквизиты делятся на обязательные и дополнительные. Обязательные реквизиты обеспечивают юридическую силу документа. К ним относятся следующие: наименование документа (формы); код формы; дата составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (денежные, натуральные, трудовые); • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; • личные подписи должностных лиц и исполнителей. Возможно Вам будет интересно: Счета, виды счетов Типовой план счетов
Дополнительные реквизиты определяются особенностями отражаемых хозяйственных операций и назначением документа. К дополнительным реквизитам относятся следующие: номер документа; расчетные счета организации; основание для совершения хозяйственной операции. Бухгалтерские документы классифицируются по различным признакам: по уровню их разработки и утверждения на: - типовые, унифицированные; - специализированные. Типовые унифицированные документы разрабатывает и утверждает Министерство финансов Республики Беларусь. Специализированные формы документов разрабатывают, согласовывают с Министерством финансов РБ и утверждают Министерства и другие органы республиканского управления для подведомственных организаций. Например, Министерство культуры Республики Беларусь разрабатывает и утверждает специализированные формы первичных документов, используемых в организациях культуры. Все бухгалтерские документы с момента их составления и до момента их передачи в архив проходят определенное количество стадий учетной обработки, которые называют документооборотом. Документооборот содержит порядок составления документов, их приема в бухгалтерию (проверка, таксировка и учетная обработка), записи данных в учетные регистры, передачи в архив. С целью рациональной организации документооборота разрабатываются графики пооперационного продвижения документов. Графики документооборота составляются с учетом структуры организации и применения средств вычислительной техники. Способы исправления ошибок в первичных документах
Исправление ошибок в первичных документах. При составлении первичных документов или учетных регистров могут быть допущены ошибки. Они должны быть выявлены и исправлены. Исправление ошибок в документах состоит в том, что выявленные в документах ошибки в результате арифметической проверки и проверки по существу исправляют в соответствии с требованиями. Документы, в которых выявлены дефекты, возвращают ответственным за их составление лицам. Документы, содержащие подделки, не возвращают, а лиц, виновных в их совершении, привлекают к ответственности. За правильность регистрации данных в бухгалтерских регистрах несут ответственность лица, составившие и подписавшие данный регистр. Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется следующими способами: - корректурным способом; - способом дополнительных проводок; - способом «красное сторно». Корректурный способ применяется, когда ошибка не затрагивает корреспонденцию счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и над зачеркнутой суммой или текстом пишутся правильные сумма и текст. Исправительные записи должны быть оговорены и заверены подписью бухгалтера. Способ дополнительных проводок применяется в случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но сумма операции занижена. Для исправления ошибки на разность между правильной и ошибочной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку. Например. Подотчетному лицу выдано из кассы 50 000 руб., а ошибочно записали 30 000 руб. Тогда на разность между этими суммами — 20 000 руб. (50 000 – 30 000) — нужно составить дополнительную проводку Д-т 71 К-т 50 — 20 000 руб. Способ «красного сторно» (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или большей, чем следовало, суммы. Исправительная проводка или сумма записывается в учетные регистры красными чернилами или обычными, но берется в рамку. При подсчете суммы, записанные таким образом, не прибавляются, а вычитаются из итогов. Отсюда красная сторнировочная запись полностью аннулирует запись, и одновременно обычными чернилами составляется проводка, правильно отображающая произведенную операцию. Например. От поставщиков поступили на склад материалы на сумму 200 000 руб., которые ошибочно оприходованы как товары. Ошибочная запись Д-т 41 К-т 60 – 200 000 руб. Исправительная запись («красное сторно»): Д-т 41 К-т 60 – 200 000 руб. Правильная запись: Д-т 10 К-т 60 – 200 000 руб. Например. Получено с расчётного счета в кассу для выплаты заработной платы 700 000 руб. Ошибочно проведено 800 000 руб. Ошибочная запись Д-т 50 К-т 51 – 800 000 руб. Исправительная запись («красное сторно»): Д-т 50 К-т 51 – 800 000 руб. Правильная запись: Д-т 50 К-т 51 – 700 000 руб. При обнаружении ошибок в регистрах после проставления в них итогов, но до внесения в Главную книгу исправление осуществляется в предусмотренных для этого после итогов свободных строках и графах на основании справки бухгалтерии. После перенесения итогов из регистров в Главную книгу никакие исправления не допускаются. Для изменения суммы оборотов на сумму допущенной ошибки оформляют справку бухгалтерии, данные которой заносят в Главную книгу отдельной строкой. Еще статьи по теме: Бухгалтерский баланс Методы бухгалтерского учета Классификация активов предприятия
|
Финансовая система Республики Беларусь, отличающаяся стабильностью и устойчивостью, способствует как развитию местных банков, так и привлечению зарубежного капитала. Поскольку объёмы сотрудничества между Россией и Белоруссией (а, значит, и оборот денежных средств) с каждым годом увеличиваются, росси...
Узнай большеДля большинства людей бани и сауны – это способ хорошо провести время, посидеть в парилке, поплескаться в бассейне, поправить здоровье, пообщаться с друзьями. И лишь для немногих бани и сауны – это бизнес, приносящий стабильный доход. В Белоруссии, как и в большинстве славянских стран, бани, сауны и...
Узнай больше