Общая характеристика налогообложения |
Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемые государством в государственный и местные бюджеты. Отличительной характеристикой налогов, помимо их принудительного характера, является несоответствие между количеством уплаченных в порядке их взимания сумм и стоимостью услуг, которые получает налогоплательщик от государства. Обязательными элементами всех систем налогообложения являются: субъект, объект, источники уплаты налогов, ставки налогов и денежные санкции. Субъект - физическое или юридическое лицо, являющееся плательщиком налога. Объект - это имущество, ресурсы, доходы, прибыль, выручка от реализации, то есть то, что подлежит обложению. Источниками уплаты налогов являются, как правило, доходы, то есть те средства, за счёт которых производятся платежи в бюджет. Исчисляются налоги при помощи ставок, применяемых к объекту обложения. Ставка — это фиксированная величина изъятия налога, устанавливаемая в законодательном порядке в абсолютном или относительном выражении. Прогрессивное налогообложение — такая его форма, при которой ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода. Например, норма 4% применяется к базе в 1000 долларов, 8 % - к базе 10000 долларов США, 12% — к базе 10000 долларов. Дигрессивное налогообложение (уменьшающаяся прогрессия) — форма выплаты налогов, при которой ставка обложения возрастает по мере увеличения базового дохода, но каждый последующий прирост нормы обложения меньше предыдущего. Возможно Вам будет интересно:
Пропорциональное налогообложение — форма налогообложения, при которой используется одна и та же ставка безотносительно к базовому доходу, подлежащему налогообложению. Регрессивное налогообложение — форма налогообложения, ставка которого уменьшается по мере возрастания дохода. Налоговая система страны — это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система страны включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество плательщика (землю, природные ресурсы и т. д.). Это бремя не может быть легко переложено на других лиц теми, кто по закону выплачивает его государству. Прямые налоги уменьшают сумму доходов плательщиков. Термин “прямой налог” используется в противоположность понятию “косвенный налог”. Косвенные налоги —это преимущественно налоги на потребление. К косвенным налогам относят налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, то есть он по существу является сборщиком налога. Конечным плательщиком — носителем налога — выступает потребитель, который приобретает товары по повышенным ценам, включающим косвенный налог. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с другой - расходов. В действительности же граница между ними весьма условна и зависит от возможностей переложения этих налогов. Так, например, прямой по определению налог на прибыль компаний при условии переложения его (или части его) в цену товара становится косвенным. В то же время в условиях ценовой конкуренции иногда косвенный налог нельзя перенести на потребителя (то есть становится невозможным включение его в цену товара). Таким образом, этот налог становится прямым и выплачивается из дохода. В последние десятилетия общая картина прямого и косвенного налогообложения в развитых странах выглядит следующим образом. Кадастр - это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, домов), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге - размер участка, количество скота, удаленность от транспортных путей и рынка; при подомовом — количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т. д. Средняя доходность объекта может значительно отклоняться от действительной. Существуют поземельный, подомовой, промысловой кадастры. Данный способ взимания налогов применяется при слабом развитии налогового аппарата и имеет в значительной степени исторический характер. При втором способе налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путём взимается подоходный налог с заработной платы рабочего, жалованья служащего. Взимание у источника характерно для более или менее фиксированных доходов. При третьем способе предусматривается подача налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах. Этот способ взимания налогов возник с развитием личных налогов. Он практикуется, как правило, для обложения нефиксированных доходов или при множестве их источников. Прямые, косвенные налоги, а также взносы в фонд социального страхования подразделяются на определённые виды налогов. Так, например, прямой по определению налог на прибыль компаний при условии переложения его (или части его) в цену товара становится косвенным. В то же время в условиях ценовой конкуренции иногда косвенный налог нельзя перенести на потребителя (то есть становится невозможным включение его в цену товара). Таким образом, этот налог становится прямым и выплачивается из дохода. Ведущую роль среди поступлений центрального бюджета почти везде играют индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций. В центральный бюджет поступают также взносы на социальное страхование и большая часть налога на добавленную стоимость (НДС) (в Германии приблизительно 65%). Главный источник поступлений региональных у местных бюджетов образуют имущественный налог и налог с оборота. В последние годы в сумме поступлений региональных и местных бюджетов возрастает удельный вес подоходного налога и налога на прибыль. В целом же доля доходов, приходящихся на центральные бюджеты, варьируется в различных странах от 50% до 90% общих налоговых поступлений всех уровней. Система налогового обложения регулируется едиными законами, принимаемыми национальными парламентами. Но это не означает, что на всей территории данной страны действуют одинаковые ставки и условия взимания налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты. В государствах федеративного типа в разных провинциях (штатах, землях) чаще всего используются неодинаковые ставки провинциальных и местных налогов. Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемые государством в государственный и местные бюджеты. Отличительной характеристикой налогов, помимо их принудительного характера, является несоответствие между количеством уплаченных в порядке их взимания сумм и стоимостью услуг, которые получает налогоплательщик от государства.
Еще статьи по теме: Налоги взимаемые с физических лиц Налоги взимаемые с юридических лиц Налоги на имущество |
Финансовая система Республики Беларусь, отличающаяся стабильностью и устойчивостью, способствует как развитию местных банков, так и привлечению зарубежного капитала. Поскольку объёмы сотрудничества между Россией и Белоруссией (а, значит, и оборот денежных средств) с каждым годом увеличиваются, росси...
Узнай большеДля большинства людей бани и сауны – это способ хорошо провести время, посидеть в парилке, поплескаться в бассейне, поправить здоровье, пообщаться с друзьями. И лишь для немногих бани и сауны – это бизнес, приносящий стабильный доход. В Белоруссии, как и в большинстве славянских стран, бани, сауны и...
Узнай больше