20.01.2018
Email
Добавить в закладки
Общая характеристика налогообложения PDF Печать E-mail

Общая характеристика налогообложения в Республике Беларусь

Налогиобязательные платежи юридических и физиче­ских лиц, взимаемые государством в государственный и мест­ные бюджеты. Отличительной характеристикой налогов, по­мимо их принудительного характера, является несоответствие между количеством уплаченных в порядке их взимания сумм и стоимостью услуг, которые получает налогоплательщик от государства.

Обязательными элементами всех систем налогообложения являются: субъект, объект, источники уплаты налогов, ставки налогов и денежные санкции.

Субъект - физическое или юри­дическое лицо, являющееся плательщиком налога.

Объект - это имущество, ресурсы, доходы, прибыль, выручка от реализации, то есть то, что подлежит обложению.

Источниками уплаты на­логов являются, как правило, доходы, то есть те средства, за счёт которых производятся платежи в бюджет. Исчисляются налоги при помощи ставок, применяемых к объекту обложения. Ставка это фиксированная величина изъятия налога, устанав­ливаемая в законодательном порядке в абсолютном или относи­тельном выражении.

Прогрессивное налогообложение — такая его форма, при ко­торой ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода. Например, норма 4% применяется к базе в 1000 долларов, 8 % - к базе 10000 долларов США, 12% — к базе 10000 долларов.

Дигрессивное налогообложение (уменьшающаяся прогрес­сия) — форма выплаты налогов, при которой ставка обложения возрастает по мере увеличения базового дохода, но каждый последующий прирост нормы обложения меньше предыдущего.

Возможно Вам будет интересно:


Оптимизация налогообложения

 

Пропорциональное налогообложение форма налогообло­жения, при которой используется одна и та же ставка безотно­сительно к базовому доходу, подлежащему налогообложению.

Регрессивное налогообложение форма налогообложения, ставка которого уменьшается по мере возрастания дохода.

Налоговая система страны — это совокупность налогов, ус­тановленных законодательной властью и взимаемых исполни­тельными органами, а также методы и принципы построения налогов.

Налоговая система страны включает различные виды нало­гов. В основу их классификации положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество плательщика (землю, природные ресурсы и т. д.). Это бремя не может быть легко пе­реложено на других лиц теми, кто по закону выплачивает его государству. Прямые налоги уменьшают сумму доходов пла­тельщиков. Термин “прямой налог” используется в противопо­ложность понятию “косвенный налог”. Косвенные налоги —это преимущественно налоги на потребление. К косвенным налогам относят налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, то есть он по существу является сборщиком нало­га. Конечным плательщиком — носителем налога — выступает потребитель, который приобретает товары по повышенным це­нам, включающим косвенный налог. В данном случае связь ме­жду плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

Таким образом, деление налогов на прямые и косвенные подразумевает, с одной стороны, обложение доходов, а с дру­гой - расходов. В действительности же граница между ними весьма условна и зависит от возможностей переложения этих налогов.

Так, например, прямой по определению налог на прибыль компаний при условии переложения его (или части его) в цену товара становится косвенным. В то же время в условиях цено­вой конкуренции иногда косвенный налог нельзя перенести на потребителя (то есть становится невозможным включение его в цену товара). Таким образом, этот налог становится прямым и выплачивается из дохода.

В последние десятилетия общая картина прямого и косвен­ного налогообложения в развитых странах выглядит следующим образом.

Кадастр - это реестр, который содержит перечень типич­ных объектов (земли, домов), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обло­жения. К внешним признакам относятся: при поземельном нало­ге - размер участка, количество скота, удаленность от транс­портных путей и рынка; при подомовом — количество окон, две­рей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т. д. Средняя доходность объекта может значительно отклоняться от действительной. Существу­ют поземельный, подомовой, промысловой кадастры. Данный способ взимания налогов применяется при слабом развитии на­логового аппарата и имеет в значительной степени историче­ский характер.

При втором способе налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путём взимается подоходный налог с заработной платы рабочего, жалованья служащего. Взимание у источника характерно для более или менее фиксированных до­ходов.

При третьем способе предусматривается подача налогопла­тельщиком в налоговые органы декларации, то есть официаль­ного заявления о получаемых им доходах. Этот способ взимания налогов возник с развитием личных налогов. Он практикуется, как правило, для обложения нефиксированных доходов или при множестве их источников.

Прямые, косвенные налоги, а также взносы в фонд соци­ального страхования подразделяются на определённые виды налогов.

Так, например, прямой по определению налог на прибыль компаний при условии переложения его (или части его) в цену товара становится косвенным. В то же время в условиях цено­вой конкуренции иногда косвенный налог нельзя перенести на потребителя (то есть становится невозможным включение его в цену товара). Таким образом, этот налог становится прямым и выплачивается из дохода.

Ведущую роль среди поступлений центрального бюджета почти везде играют индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций. В центральный бюджет поступают также взносы на социальное страхование и большая часть нало­га на добавленную стоимость (НДС) (в Германии приблизитель­но 65%).

Главный источник поступлений региональных у местных бюджетов образуют имущественный налог и налог с оборота. В последние годы в сумме поступлений региональных и мест­ных бюджетов возрастает удельный вес подоходного налога и налога на прибыль.

В целом же доля доходов, приходящихся на центральные бюджеты, варьируется в различных странах от 50% до 90% об­щих налоговых поступлений всех уровней.

Система налогового обложения регулируется едиными за­конами, принимаемыми национальными парламентами. Но это не означает, что на всей территории данной страны действуют одинаковые ставки и условия взимания налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты.

В государствах федеративного типа в разных провинциях (штатах, землях) чаще всего используются неодинаковые ставки провинциальных и местных налогов.

Налогиобязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемые государством в государственный и местные бюджеты. Отличительной характеристикой налогов, по­мимо их принудительного характера, является несоответствие между количеством уплаченных в порядке их взимания сумм и стоимостью услуг, которые получает налогоплательщик от государства.

 

Еще статьи по теме:


Налоги взимаемые с физических лиц Налоги взимаемые с юридических лиц Налоги на имущество

 

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить

  •  

    Курсы валют на www.ecopress.by

 

Ошибка: нет статей для отображения

Телефонный и адресный справочник государственных учреждений и частных фирм Белоруссии. Каталог предприятий и организаций РБ.  Copyright © 2011 - 2014. Reestr.by. Все права защищены.