Методы привлечение и удержание потребителей |
В прошлом товары производили и поставляли на рынок в основном предприятия-монополисты. Потребители не имели альтернативных источников поставок. Производители не были заинтересованы в изготовлении различных модификаций продукции. Рынок развивался медленно. Современный покупатель более требователен, не прощает оплошностей. На рынке появилось много конкурентов, которые предлагают потребителям аналогичные товары с такими же или еще лучшими характеристиками. Поэтому главная задача сегодня заключается не в том, чтобы удовлетворить потребительский спрос – это сделают и конкуренты – а в том, чтобы приобрести постоянных клиентов. Это понимают некоторые предприятия. Они ориентируются на укрепление связей со своими потребителями.
К сожалению, еще имеется немало предприятий, которые основные усилия направляют не на удержание существующих, а на привлечение новых потребителей. Стремясь к увеличению объемов продаж и доходов, они уделяют основное внимание не формированию устойчивых отношений с потребителями, а технологии продаж. Разрабатывают рекламные сообщения и распространяют их среди потенциальных клиентов, такие как: WEB - страницы, прямая почтовая рассылка, обращение по телефону. Однако бывают случаи, когда приобретение новых покупателей сопровождается уходом прежних клиентов, что отрицательно сказывается на производственно- сбытовой деятельности компаний. Предприятия должны уделять большое внимание уровню потерь потребителей, применяя для этого соответствующие мероприятия.
Что можно предпринять для снижения потерь потребителей?Во-первых, следует определить и измерить коэффициент удержания потребителей. Во-вторых, необходимо установить причины, по которым потребители уходят к конкурентам, определить недостатки в своей деятельности, ликвидировать их, улучшив управление. В-третьих, необходимо оценить влияние преждевременного ухода потребителей на прибыль предприятия. В-четвертых, необходимо рассчитать, во что обойдется предприятию ликвидация недостатков в управлении. Зарубежная практика свидетельствует, что расходы по устранению недостатков в управлении значительно меньше величины упущенной прибыли в результате ухода потребителей. В-пятых, необходимо постоянно отслеживать изменение оценок потребителями качества товаров и услуг предприятия.
Ключ к сохранению потребителей – удовлетворение их потребностей. Удовлетворенный покупатель надолго сохраняет лояльность к определенной торговой марке, приобретает не только уже существующие товары, но и новую продукцию этого предприятия. Хорошо отзывается как о самом предприятии, так и о выпускаемых им товарах. Не обращает внимания на конкурирующие фирмы и их рекламу. Менее чувствителен к уровню цены на товар.
Некоторые деятели рынка считают, что производитель может получить всю необходимую ему информацию о степени удовлетворенности потребителей из их жалоб. Однако основная масса неудовлетворенных потребителей не собирается на что-то жаловаться. Они просто перестают покупать продукцию предприятия, не оправдавшую их ожиданий. В то же время производитель должен максимально облегчить процедуру подачи жалоб покупателями. Эффективно работающие компании утверждают, что большая часть идей об усовершенствовании товаров поступают от постоянных клиентов.
Сегодня многие компании убедились в важности удовлетворения и сохранения потребителей. Установлено, что издержки по привлечению нового покупателя в пять раз превышают затраты по сохранению отношений с уже имеющимися клиентами. Ведь для того, чтобы убедить удовлетворенного потребителя отказаться от услуг его поставщиков, требуются весомые аргументы.
Способы удержания позицийЗарубежная практика свидетельствует, что средняя компания ежегодно теряет около 10% своих клиентов. Сокращение на 5% коэффициента ухода потребителей увеличивает прибыль компании на 25 – 85%. Так как со временем уровень доходов покупателей возрастает, то если фирме удается удержать клиентов, это положительно отражается на ее прибыли. Существует два способа удержания потребителей. Первый – создание условий, препятствующих обращению к другим поставщикам. Второй – полное удовлетворение потребителя, который вряд ли польстится на предлагаемые конкурентами низкие цены или другие стимулы. Для полного удовлетворения потребителей необходимо поддерживать с ними устойчивые доверительные отношения. Исходный момент этого процесса – потенциальные потребители. То есть все те, кто предположительно может купить продукт или услугу. Фирма внимательно всматривается в них. Старается определить, кто из них наиболее перспективен. Она ищет людей, наиболее заинтересованных в продукте и способных заплатить за него. Всех потенциальных потребителей фирма подразделяет на перспективных и неперспективных. К неперспективным потребителям относятся те, платежеспособность которых вызывает большие сомнения, сотрудничество с которыми не сулит особой прибыли. Фирма надеется, что многие из отобранных перспективных лиц перейдут в разряд потребителей, впервые к ней обратившихся. Удовлетворенная их часть превратится в повторно обратившихся к фирме покупателей. Обе эти группы потребителей могут одновременно производить закупки и у конкурентов. Но наша фирма стремится превратить повторно обратившихся к ней покупателей в клиентов, то есть людей, которые покупают товары соответствующей категории у единственного поставщика.
Затем клиенты превращаются в надежных друзей, которые высоко ценят фирму и рекомендуют другим приобретать ее продукцию. А после верные друзья «вырастут» в активно взаимодействующих с фирмой партнеров. Вместе с тем необходимо осознать, что некоторая часть потребителей неизбежно будет проявлять пассивность или уйдет по причине банкротства, переезда на новое место жительства, неудовлетворенности и т.д. Задача фирмы – вернуть активность неудовлетворенных потребителей посредством реализации стратегии повторных предложений.
|
Финансовая система Республики Беларусь, отличающаяся стабильностью и устойчивостью, способствует как развитию местных банков, так и привлечению зарубежного капитала. Поскольку объёмы сотрудничества между Россией и Белоруссией (а, значит, и оборот денежных средств) с каждым годом увеличиваются, росси...
Узнай большеДля большинства людей бани и сауны – это способ хорошо провести время, посидеть в парилке, поплескаться в бассейне, поправить здоровье, пообщаться с друзьями. И лишь для немногих бани и сауны – это бизнес, приносящий стабильный доход. В Белоруссии, как и в большинстве славянских стран, бани, сауны и...
Узнай больше