Выполняя новую роль или осваивая незнакомую территорию, споткнуться может любой - даже самый опытный руководитель. В чем же чаще всего кроются корни управленческих неудач?
Крупнейшая консалтинговая компания Spencer Stuart, изучив опыт руководителей целого ряда компаний, обнаружила пять основных ошибок, которые чаще всего становятся «спусковым крючком» управленческого провала. Вот почему руководители терпят неудачу!
1. Невыясненные ожидания
Невозможно достичь поставленной цели, не зная точно, что именно от вас ожидают. Если высшие руководители не в состоянии четко объяснить содержание задач, которые ставят, а также - каким видят вашу новую роль, а вы, со своей стороны, не делаете никаких попыток это выяснить, то почти гарантированно поскользнетесь.
Кроме того, как выяснила Spencer Stuart в ходе своего исследования, в большинстве компаний применяется несколько устаревшее понятие «90-дневного испытательного периода». При этом вывод о результативности нового менеджера часто делается через 30 дней с момента начала его работы.
Рекомендация. В период переговоров о вашем возможном переходе на другую ступень или в другую организацию, выясните, каковы ваши ожидания относительно новой роли. Как воспринимают вас будущие шефы? Может вы увидели какие-то существенные несоответствия между ожиданиями - вашими и ваших руководителей? В таком случае стоит хорошо подумать ... Если же вы приступили к работе, старайтесь во время адаптационного периода максимально изучить организационный контекст. Что в нем приемлемо, а что нет? Какие вещи приветствуются, а какие, наоборот, отторгаются?
2. Попытка повторить модель собственного успеха
Люди поднимаются по ступенькам управленческой иерархии благодаря определенным знаниям, умениям и навыкам, при этом зачастую пытаются и дальше использовать свои сильные стороны. Однако качества, которые привели человека к успеху на ранних этапах карьеры, могут, наоборот, помешать ему эффективно действовать в рамках нового амплуа. Скажем, молодой менеджер хорошо проявил себя на каком-то участке - в первую очередь, благодаря своим коммуникативным умениями. А оказавшись в должности высшего ранга он пытается их совершенствовать, не осознавая, что способы его взаимодействия с организацией должны быть совершенно иными. Поэтому и не достигает результатов, которых от него ожидают руководители.
Рекомендация. Никогда не полагайтесь на «багаж» знаний и опыта, который у вас есть. Анализируйте, в какой мере ваши знания подходят к новым условиям. Постоянно учитесь - расширяйте круг ваших навыков. Это позволит вам увереннее адаптироваться к новым управленческим ролям.
3. Неумение правильно формировать отношения с людьми
Успех руководителя напрямую зависит от его умения эффективно взаимодействовать со своими начальниками, коллегами и подчиненными. Хотя это и кажется очевидным, но очень часто новоиспеченным руководителям (особенно тем, кто стремительно поднялся вверх) не хватает именно умения правильно выстраивать отношения с людьми. Менеджеру, который еще вчера отвечал только за результаты своего труда, порой непросто осознать, что теперь его главная задача - способствовать эффективности работы других людей. Таким образом, ему нужно уметь направлять подчиненных, делегировать им полномочия, расширяя сферу их ответственности, выслушивать, советовать, учить ...
Рекомендация. Пробуйте выходить за рамки привычных для вас способов взаимодействия с людьми. Попросите кого-то из ваших коллег понаблюдать, насколько вам удается эффективно общаться с подчиненными и записать недостатки, которые он заметит. Постоянно над этим работайте.
4. Неспособность оценить себя
Чем выше должность - тем труднее руководителю получить объективную информацию о собственных действиях и поведенческих проявлениях. Поэтому стоит время от времени спрашивать себя - на самом ли деле вы в состоянии оценить свои сильные и слабые стороны. Скажем, не превратилась ли ваша уверенность в своих силах в безграничную самоуверенность? Способны ли вы выслушивать других? Или, возможно, незаметно для себя начали игнорировать идеи других людей? А может вас вообще перестало интересовать, какие проблемы беспокоят членов вашей команды? Какие еще, по вашему мнению, качества могут разрушить вашу эффективность как лидера?
Рекомендация. Возьмите за привычку оценивать ваши управленческие свойства и определять проблемные участки, требующие усовершенствования. Научитесь выслушивать критику, поощряйте подчиненных откровенно высказывать вам свои замечания.
5. Несоответствие организационной культуре
Даже если ваши знания, навыки и опыт идеально соответствуют новой работе, проявите осторожность, чтобы не нарушить невидимые и неписаные правила, которые утвердились в компании. Если же вы не в состоянии понять, что пришли в компанию, где царят культурные нормы, отличные от тех, к которым привыкли - вы уже настраиваете себя на провал.
Рекомендация. Сознательно ищите культурные преграды и будьте с ними осторожны. Ни в коем случае не пытайтесь их проигнорировать или недооценить. Зато, если вы хорошо чувствуете себя в условиях новой оргкультуры, но испытываете недостаток каких-то знаний, не опускайте руки. Как правило, приобрести определенные навыки значительно легче, чем адаптироваться к неприемлемым для вас культурным нормам.
|