Методы оценки, предусматриваемые сравнительным подходом |
В рамках сравнительного подхода к оценке рыночной стоимости используется метод рынкакапиталов (метод компании-аналога), метод сделок (метод продаж), метод отраслевых коэффициентов. Все три метода предполагают следующую технологию оценки объектов, включающую ряд этапов: 1) поиск аналога или сходных объектов; 2) финансовый анализ и обеспечение сопоставимости информации; 3) выбор и расчет оценочных мультипликаторов; 4)определение стоимости предприятия с использованием мультипликаторов; 5) внесение итоговых поправок.
Метод рынка капиталов используется в основном для оценки миноритарного (неконтрольного) пакета акций АО открытого типа.Для ЗАО в этом методе предусматриваются скидки на недостаточную ликвидность пакета акций и его неконтрольный характер, отсюда цена акций ЗАО при прочих равных условиях ниже цены акций в ОАО. Низкая ликвидность - это неспособность ценной бумаги быть быстро проданной без снижения своей стоимости. Кроме того, в ЗАО владельцы миноритарных пакетов акций обязаны соблюдать правила первого отказа, т.е. вначале предлагать их своему обществу.
Метод сделок имеет своей целью оценку контрольного пакета акций или же оценку целиком небольших объектов. Если в первом случае в качестве инструмента оценки используется цена единичной акции ОАО, то во втором методе - используют цены акций компаний-аналогов, подвергшихся слияниям или поглощениям; контрольный характер пакета акций предусматривает увеличение стоимости, т.к. владельцы такого пакета имеют ряд преимуществ: > определение политики объекта по его развитию; > принятие решений о распродаже имущества, о поглощении, о слиянии с другими компаниями, о ликвидации объекта; > принятие решений об эмиссии акций, об изменении уставных документов, выбор директоров и менеджеров, распределение прибыли и т.д.
Метод отраслевых коэффициентов предполагает, что вместо ценовых мультипликаторов используют рекомендуемые отраслью соотношения между ценой и определенными финансовыми параметрами. Опыт западных оценочных фирм показывает, что ориентировочная стоимость объектов оценки составляет в машиностроении - 1,5-2,5 кратную величину от сумм чистого дохода и производственных запасов; автозаправочные станции - 1,2-2 кратная величина месячной выручки. В розничной торговле - 0,75-1,5 кратная величина от суммы чистого дохода, оборудования и запасов.
Пункты питания - 0,25-0,5 кратная величина от годовой валовой выручки. Туристические фирмы - 0,04-0,1 от годовой валовой выручки. Рекламные агентства - 0,7 от годовой выручки. Бухгалтерские и аудиторские фирмы - 0,5 от годовой выручки.
Главной технологической процедурой общей для всех трех методов сравнительного подхода является поиск аналогичных объектов.
|
Финансовая система Республики Беларусь, отличающаяся стабильностью и устойчивостью, способствует как развитию местных банков, так и привлечению зарубежного капитала. Поскольку объёмы сотрудничества между Россией и Белоруссией (а, значит, и оборот денежных средств) с каждым годом увеличиваются, росси...
Узнай большеДля большинства людей бани и сауны – это способ хорошо провести время, посидеть в парилке, поплескаться в бассейне, поправить здоровье, пообщаться с друзьями. И лишь для немногих бани и сауны – это бизнес, приносящий стабильный доход. В Белоруссии, как и в большинстве славянских стран, бани, сауны и...
Узнай больше