Сущность и цели интегрированного плана маркетинга Печать

 

Интегрированный план маркетинга разрабатывается и исполняется  всеми структурными подразделениями и службами предприятия, на всех уровнях управления. Традиционно под планом маркетинга понимается  система мероприятий по продвижению продукта на рынок. Поэтому составлением и реализацией его занималась служба исследования рынка и отдел сбыта. Для маркетингово ориентированного предприятия характерным является не просто план маркетинга, а интегрированный план, на основе которого строится вся деятельность предприятия: от разработки товара, его производства, продвижения, поставки потребителю и заканчивая сервисным обслуживанием. Поэтому в процесс составления плана маркетинга и исполнения отдельных его мероприятий привлекаются все службы предприятия.

 

Интегрированный план маркетинга – это система мероприятий, увязанных по срокам исполнения, финансовым и трудовым ресурсам, ответственным исполнителям; по достижению целей и решению задач предприятия в области повышения его конкурентоспособности в текущем периоде и в перспективе. По форме интегрированный план маркетинга –  это план действий. Мероприятия интегрированного плана маркетинга представляют собой конкретные действия, направленные на решение проблем в области маркетинга, которые стоят перед предприятием и его отдельными структурными подразделениями (цехами, отделами).

К таким проблемам относятся:

1) исследование рынка;

2) совершенствование ассортимента продукции и услуг, их потребительских свойств;

3) разработка новых форм организации и стимулирования сбыта;

4) поиск более эффективных средств рекламы и других мероприятий по продвижению продукта и др.

 

Решение всех этих проблем должно быть направлено на повышение конкурентоспособности предприятия в предстоящем периоде. Интегрированный план маркетинга  составляется на период от 1 года до 3 лет с разбивкой по месяцам. Он позволяет объединить усилия  отдельных структурных подразделений и служб предприятия в области маркетинга и направить их на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Составление интегрированного плана маркетинга начинается с определения целей. Одни цели маркетинговой деятельности предприятия входят в число главных. К ним относятся рост объема продаж, расширение доли рынка, повышение массы балансовой и чистой прибыли, доходности акций и др.

 

Реализация других целей маркетинга способствует достижению главных целей предприятия. К таким целям относятся: освоение новых сегментов рынка,  поставка на рынок новых и усовершенствованных товаров и др. Могут быть и специфические цели, помогающие решить специфические проблемы предприятия  такие как изыскание дешевых энергоресурсов, производство экологически чистой продукции. Планирование следует начинать с формулирования общих целей, а уж затем переходить к определению более конкретных, используя количественные  показатели. И только после этого можно ставить специфические  задачи, разрабатывать отдельные мероприятия плана. Общие цели интегрированного плана маркетинга должны соответствовать решению наиболее острых проблем, стоящих перед предприятием.

 

Для интегрированного плана маркетинга важным является разработка системы взаимоувязанных целей и задач различного уровня или так называемого дерева целей, когда реализация их более низкого уровня обеспечивает достижение цели более высокого уровня.  Обычно для предприятия сначала формулируется  одна главная общая цель на предстоящий период, то есть цель первого порядка. Затем определяются конкретные цели по направлениям хозяйственной деятельности, по видам бизнеса, то есть цели второго порядка. После чего ставятся специфические  задачи отдельным структурным подразделениям – цехам, службам, отделам (цели третьего, четвертого и др. уровней). При изменении характера стоящих перед предприятием проблем, система целей интегрированного плана маркетинга может коренным образом меняться. Следовательно, необходимо будет строить новое дерево целей.